Хадисы // Хадис #6 Подчинение мужу

Хадис #6 Подчинение мужу

Тэги: 40 хадисов о женщинах

Подчинение мужу

От Абу Хурейры (радиаллаху анху) передается, что Посланник Аллаха сказал: «Женщине не дозволено поститься, если ее муж присутствут, кроме как по его разрешению, и не дозволено ей никого пускать в его дом, кроме как по его разрешению. А [за то,] что она расходует из его имущества без его повеления, ему половина [награды]» (аль-Бухари).

Этот хадис иллюстрирует для нас принципы, изложенные в предыдущем хадисе, – подчинение мужу и стремление к его довольству.

Один из важнейших социальных концептов Ислама – это единство в управлении, то есть у любого дела и у любой работы должен быть один руководитель, которому остальные подчиняются, а иная модель приведет к разрушениям, деградации и хаосу. Эти принципы понятны любому человеку, который хочет построить эффективный бизнес или успешную компанию, но, как только речь заходит про семью и семейные отношения, многие начинают говорить о равноправии. Семья – это социальный организм, который требует управления и контроля, а это невозможно, если нет того, кому полностью принадлежит власть.

Безусловно, согласно нашей религии, такая роль ложится на мужа, и поэтому Ислам регламентирует все нюансы, которые могут вызвать семейные ссоры или быть потенциально конфликтными вопросами.

В Исламе нет «войны полов» – все эти вопросы гендерного лидерства решены однозначно и без возможности какого-либо пересмотра.

Слова Пророка ﷺ «женщине не дозволено поститься, если ее муж присутствует, кроме как по его разрешению» автор «Фатх аль-Бари» комментирует следующим образом:

«То есть это не касается поста в месяц Рамадан, а также обязательного поста вне Рамадана, если нет другого времени исполнить его».

Из этих слов Ибн Хаджара аль-Аскаляни мы понимаем, что в хадисе речь идет о желательном посте, а не обязательном, а это либо пост в месяц Рамадан, либо пост-назр (по обету), либо восполнение пропущенного поста, когда на его восполнение не остается другого времени.

Это подтверждается другим хадисом Пророка который приводит Ибн Хаджар:

«Ат-Табарани приводит в хадисе от Ибн Аббаса: «К праву мужа на свою жену [относится] – чтобы она не совершала желательный пост, кроме как по его разрешению, а если она совершит [его], то пост у нее не будет принят»».

Что касается причины такого постановления, то имам в «Фатх аль-Бари» приводит разъяснение от имама ан-Навави:

«Ан-Навави сказал в «Шарх Муслим»: «Причина этого запрета заключается в том, что право мужа – это половая близость в любое время, а его право обязательно соблюсти сразу, и поэтому оно не может быть отсрочено никаким желательным делом или обязательным делом, которое можно отложить, и поэтому она не имеет права поститься без его разрешения. И если он захочет близости, то это дозволено и он может нарушить ее пост, хотя обычно мусульманин отстраняется от того, чтобы нарушать пост. Нет сомнения, что ему лучше так не делать, но нет довода о нежелательности этого».

Всевышний Аллах установил так, что в семье не может быть «конфликта интересов», и поэтому жена не может ущемлять в правах своего мужа, оправдываясь тем, что она будто бы совершает поклонение.

Также из этого хадиса мы понимаем важнейшее правило нашей религии – это «правило приоритетов», то есть, если ради исполнения желательного действия человек отказывается от обязательного, это становится грехом и ослушанием.

Что касается слов Посланника Аллаха ﷺ «и не дозволено ей никого пускать в его дом, кроме как по его разрешению», то Ибн Хаджар говорит:

Ан-Навави сказал: «И это [обязанность спрашивать разрешения у мужа, чтобы кого-то впустить в дом] относится к ситуации, когда она не знает, будет ли муж этим доволен, а если знает, что будет доволен, то в этом нет проблем. Так, обычно гостей принимают в отдельном, отведенном для них месте, вне зависимости от того, дома муж или нет, поэтому их приглашение домой не нуждается в особом разрешении. И суть этого вопроса – что нужно разрешение мужа в каждом случае или в общем виде».

Иными словами, запрет касается случаев, когда жена не знает, будет ли доволен этим муж, или когда она точно знает, что он будет не доволен.

А что касается слов «а [за то,] что она расходует из его имущества без его повеления, ему половина [награды]», то в «Фатх аль-Бари» говорится:

«Знай, что все это касается имущества небольшой стоимости, чем обычно муж доволен».

Если жена расходует немного из имущества мужа на благое, то он получит половину награды от этого.

Аллах знает лучше.
_____________________________
Абу Али аль-Ашари, хафизахуЛлах

Просмотров: 649

Поделиться:

© 2015-2019 I love Islam - Я люблю Ислам