Хадисы // Хадис #2 Женщине можно выходить при необходимости

Хадис #2 Женщине можно выходить при необходимости

Тэги: 40 хадисов о женщинах

Второй хадис

От Аиши (радиаллаху анха) передается от Пророка : «Вам дозволено выходить по своим нуждам» (аль-Бухари и Муслим).

Это часть большого хадиса, приводимого имамом аль-Бухари, и он касается ниспослания аята «о хиджабе». Сначала приведем весь хадис, а потом разберем толкования этого аята, ин ша Аллах.

От Аиши (радиаллаху анха) передается, что жены Пророка когда смеркалось, выходили к аль-Минаси` (местность рядом с аль-Баки – см. «Фатх аль-Бари»), и это широкое плоскогорье. И Умар говорил Пророку : «Закрой своих жен» (Ибн Хаджар в «Фатх» говорит, что это либо означает: «Не выпускай их на улицу», – либо: «Пусть закрывают лица»), но Пророк не сделал этого. И однажды Савда бинт Замаа вышла ночью, а она была очень высокой женщиной, и ее увидел Умар, и он сказал ей: «Мы тебя узнали, Савда», – надеясь, что будет ниспослан аят о хиджабе, и Аллах ниспослал аят о хиджабе. Закария сообщил нам: «Абу Усама передал нам от Хишама ибн Урва от его отца от Аиши от Пророка который сказал: «Вам разрешено выходить по вашим нуждам»».

Перед тем как перейти к аяту о хиджабе, который упоминается в хадисе, приведем слова из «Фатх аль-Бари» касательно смысла самого хадиса:

Ибн Баттал говорит: «Фикх этого хадиса заключается в том, что женщины имеют право на действия, которые им полезны. Также [в нем указывается на то,] что тот, кто ниже по статусу, может дать совет тому, чей статус выше, если он этим не желает его унизить. Еще в этом хадисе подчеркивается достоинство Умара и указано, что мужчине дозволено разговаривать с женщиной на улице, если в этом есть необходимость, и он имеет право проявлять жесткость в указании на ошибки, если человек желает этим блага. Также [мы отсюда понимаем], что Пророк ﷺ ожидал откровения в шариатских вопросах, и он не велел им закрыться, хотя нужда в этом была очевидна, пока не был ниспослан этот аят. И [этот хадис указывает на то,] что он разрешал им выходить [из дома]. Аллах знает лучше».

Хвала Аллаху, который защитил Свое Писание от искажений и даровал этой умме ученых, которые выводят сотни шариатских решений из нескольких слов Посланника Аллаха ﷺ. Разве сердце верующего не будет трепетать от гордости за ученых этой общины, когда читает мудрые речи? Разве человек не будет ощущать свою беспомощность перед словами Посланника Аллаха ﷺ если не будет обращаться к великим имамам Ислама в поисках разъяснения хадисов?!

И «аят о хиджабе», упоминаемый в хадисе, – это:

Смысл: «О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления (не приходите заранее). Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Аллах не стыдится истины. Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец. Вам не подобает ни обижать Посланника Аллаха, ни жениться на его женах после его смерти. Воистину, это является великим грехом перед Аллахом» (сура «Аль-Ахзаб», аят 53).

В этом аяте заключено много шариатских решений, связанных с приемом гостей и пищей, с тем, что после смерти Пророка ﷺ никто не может жениться на его женах, затронуты и другие вопросы, но нас будут интересовать слова (смысл): «Если вы просите у них (жен Пророка ﷺ) какую-либо утварь, то просите у них через завесу».

Толкователи Корана единогласно утверждают, что женам Пророка ﷺ обязательно было закрывать все свое тело, включая руки и лицо, после этого аята. Также этот аят установил запрет на смешение между полами в одном помещении, уединение двух лиц противоположного пола (если это не супруги и не-махрамы) и другие подобные вещи.

Что касается обязательности закрытия лица остальным мусульманкам, то факихи разделились в понимании этого вопроса: часть из них сказала, что этот аят – общий для всех мусульманок и, следовательно, их лицо также относится к аурату (то есть к тому, что необходимо скрывать); другие сказали, что это обязательно только для жен Пророка ﷺ.

Имам аль-Куртуби указал на важнейшее нравственное правило:

«Из этого мы понимаем, что никто не должен быть в себе уверенным, если уединяется с тем, кто не дозволен ему. И избегать этого будет лучше для него, более безопасно и надежно в защите».

Так мы видим, что Всевышний Аллах не просто установил те или иные запреты, но и – из милости к человеку наложил запрет на то, что может привести к греху. Поэтому в Исламе запрещено и прелюбодеяние, и уединение между мужчиной и женщиной, чтобы перекрыть все возможные подступы к этому греху. И никто не должен себя чувствовать защищенным от того или иного вида греха, никто не должен думать, что с ним такого точно не произойдет, потому что защита от греха – только по тауфику от Аллаха. Ведь если Аллах сказал о женах Пророка ﷺ и сподвижниках (смысл): «Так будет чище для ваших сердец и их сердец», – то что мы должны сказать о нас и нашем времени?!

Возвращаясь к хадису, подытожим:

В основе женщина должна находиться дома и заниматься домашними делами, и для женщины ее семья и дом – это место ее поклонения и приближения к Аллаху. И, пребывая дома, она ближе всего к милости и довольству Аллаха. Но Всевышний Аллах дозволил женщинам, если в том есть необходимость, выходить из дома.

Аллах знает лучше.
______________________________
Абу Али аль-Ашари, хафизахуЛлах

Просмотров: 750

Поделиться:

© 2015-2019 I love Islam - Я люблю Ислам