Хадисы // Хадис #39 С кем остается ребенок старшего возраста?

Хадис #39 С кем остается ребенок старшего возраста?

Тэги: 40 хадисов о женщинах

Тридцать девятый хадис

От Абу Хурейры (радиаллаху анху) [передается,] что он сказал: «К Посланнику Аллаха ﷺ пришла женщина и сказала: «Мой муж хочет забрать моего сына, которого я поила и о котором я заботилась». И Пророк ﷺ сказал: «Это твой отец, а это твоя мать. Возьми за руку того, с кем ты хочешь остаться». И он взял руку матери, и она ушла с ним» (Абу Дауд, ан-Насаи и ад-Дарими).

Этот хадис дополняет и поясняет предыдущий хадис. Если ребенок достиг возраста, когда сам может определить, с кем хочет быть и с кем ему будет лучше, то он сам может выбрать.

Это очень сложно, и поэтому родителям не стоит превращать выбор ребенка в поле битвы, напротив, нужно дать ему самому выбрать того родителя, с которым он хочет дальше жить.

Это подтверждается и другим хадисом:

От Абу Хурейры (радиаллаху анху) [передается,] что Посланник Аллаха ﷺ дал подростку выбрать между его отцом и матерью (ат-Тирмизи).

На основе этих хадисов действуют шафииты. Однако, согласно ханафитскому мазхабу, если ребенок достиг возраста, когда может сам справлять нужду, сам есть и одеваться, он остается с отцом. И аль-Хассаф сказал, что это возраст семи лет.

Ибн Абидин пишет:

«В «Аль-Фатх» сказано: «Отец должен забрать ребенка, после того как тот уже не будет нуждаться в матери, потому что ему обязательно обеспечивать его и защищать его». В «Шарх аль-Маджа»:

«Когда ребенок перестанет нуждаться в уходе, отец (либо кто-то из родственников и опекунов) должен его забрать, потому что они могут лучше его воспитать и обучить». В «Аль-Хуляса» и других книгах: «Когда девочка становится совершеннолетней, то ее родственники по отцовской линии предпочтительнее. И предпочтение отдается по родственной близости»».

Таким образом, ханафиты ограничивают право матери на несовершеннолетнего ребенка временем, когда тот не может сам за собой ухаживать, а потом право переходит к отцу.

Автор «Ад-Дурр» говорит:

«У ребенка нет права выбора, будь он мужского пола или женского, в отличие от мнения аш-Шафии. И это до совершеннолетия, а потом он может выбирать родителя. Если же ребенок захочет жить отдельно, то у него есть такое право».

Шафииты понимают этот хадис в том смысле, что ребенок может выбирать даже до совершеннолетия, а ханафиты говорят о праве выбора после совершеннолетия, потому что до него ребенок не может объективно оценить, с кем ему будет лучше.

Аллах знает лучше.
_____________________________
Абу Али аль-Ашари, хафизахуЛлах

Просмотров: 642

Поделиться:

© 2015-2019 I love Islam - Я люблю Ислам