Хадисы // Хадис #31 Развод ненавистен Аллаху

Хадис #31 Развод ненавистен Аллаху

Тэги: 40 хадисов о женщинах

Тридцать первый хадис

От Ибн Умара передается, что Пророк ﷺ сказал: «Самое ненавистное для Аллаха из дозволенного – это развод» (Абу Дауд).

Мулла Али аль-Кари, да помилует его Аллах, в своей книге «Аль-Миркат» подробно разбирает этот хадис:

«Если скажут: «Тот факт, что развод ненавистен Аллаху, противоречит тому, что он дозволен. Ведь, если нечто ненавистно Аллаху, это означает, что лучше этого не делать, а если нечто дозволено, то равнозначны совершение этого дела и отказ от него», – отвечают на это следующим образом: под дозволенным (халяль) имеется в виду нечто более общее, чем то, у чего равнозначны обе стороны (совершение и отказ от совершения). Некоторые дозволенные действия могут быть узаконены, но они ненавистны Аллаху, такие как совершение намаза не в джамаате, а дома без уважительной причины, совершение намаза на отнятой земле, торговля во время призыва на пятничный намаз, есть и пить в мечети не для совершающего итикаф и другие подобные вещи.

И, как мы уже указывали, шайтан больше всего любит разделять супругов, а самое ненавистное для Аллаха – это развод. В этом суть слов ат-Тыби и других ученых.

Аш-Шимни сказал: «Под дозволенным (халяль) тут имеется в виду то, что необязательно отказываться от совершения этого дела, и сюда попадают дозволенное (мубах), обязательное (ваджиб), желательное (мандуб) и нежелательное (макрух)».

Некоторые сказали, что развод в своей основе дозволен, но ненависть [к нему] связана с теми грехами, к которым он может привести.

Другие растолковали эти слова следующим образом: «Самое ненавистное перед Аллахом из дозволенного – это развод без причины на это»».

Последнее объяснение подходит больше всего, потому что Всевышний Аллах в Коране узаконил развод:

Перевод смысла: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками» (сура «Аль-Бакара», аят 229).

Из этого аята видно, что если супруги не могут ужиться по каким-то причинам и их проблемы выходят за границы установлений Всевышнего Аллаха, то нет на них греха, если они разведутся.

Таким образом, этот хадис касается необоснованного развода, вызванного прихотями, злостью без причины и прочими несерьезными факторами.

Также, возможно, одна из причин того, что Аллаху ненавистен развод, – это то, что почти всегда он ведет к ссоре бывших супругов, затем это сказывается на их семьях и может привести к вражде, что недопустимо для мусульман. Вдобавок в конфликте, которым заканчивается развод, супруги могут раскрыться друг другу в плохом свете.

Случается, например, что люди живут в счастливом браке и муж оформляет какое-то имущество формально на жену, а после развода остается ни с чем. И бывает наоборот, когда муж выгоняет жену и не обеспечивает ее в течение периода идды, который она должна проводить в их общем доме. В любом случае, это конфликт, который в подавляющем большинстве ситуаций ведет к ссоре, вражде и другим порицаемым Шариатом вещам.

Аллах знает лучше.
_____________________________
Абу Али аль-Ашари, хафизахуЛлах

Просмотров: 738

Поделиться:

© 2015-2019 I love Islam - Я люблю Ислам